суббота, февраля 28, 2009

Модули vs. компоненты. Flex

В моем опыте Flex-разработки наступает новая стадия взросления.

Ну, условно, у себя я уже могу выделить две стадии (не считая робкого потрагивания и любопытного пощупывания):

  • Код представляет собой голый MXML, на котором и построено всё приложение. Крупные вспомогательные структуры классов и обильные инклюды. В решении относительно сложных задач (либо совсем простых) я полагался только на pure AS проекты и компоненты.
  • Приложение делилось на компоненты (MXML компоненты), каждое окошко, каждый функционально законченный экран были компонентами. Обильное использование компонентов значительно упростило разработку приложений и внесло строгость и порядок, несмотря на довольно пространный список в Components -> Custom.
    Кроме того, такой подход значительно ускоряет разработку, уже засчет того, что визуальный редактор теперь не должен перерисовывать каждый раз всё приложение (а делает он это отнюдь не быстро).

Сегодня в разработке проект, который так и напрашивается на использование модулей. В общих чертах - это небольшой промо-сайт с тремя основными разделами. Три этих раздела мы и оформим как модули.

Руки так и зачесались попробовать создать модуль в FB. Открываю проект, создаю New->MXML Module. Открывается новый файл mxml, в который я добавляю, к примеру, кнопку, и текстовое поле. Сохраняю. В окошке Components->Custom появился новый компонент, по имени модуля.
Проведем эксперемент. Перетащим его в окно основного приложения. Всё как с обычным компонентом. Компилирую. Замечательно: скомпилировалось два swf - один с именем приложения, другой - с именем модуля.
Для любопытства, копируем один только swf приложения и запускаем: видим кнопку и текстовое поле. Как я и предполагал, наш модуль включен в состав swf приложения как обычный компонент.
Запустим swf модуля. Сразу получаем ошибку "Не удалось найти класс mx.core::SpriteAsset." И не мудрено - модуль не содержит классов, включенных в основное приложение.
Но нам-то от модуля нужно что? Чтобы он не был включен в приложение, а подгружался в процессе работы приложения. Хотя, возможность использовать модуль как обычный MXML-компонент тоже надо отметить.

Ознакомимся вкратце с документацией: Creating Modular Applications. Здесь всё, на достаточно понятном языке, достаточно подробно разжевывается.

Итак. Нас интересовали загрузка модуля и ее мониторинг.
Пожалуйста, смотрим: Loading and unloading modules. За загрузку отвечает класс ModuleLoader. Любопытно, что это наследник VBox. Непонятно, почему именно VBox, а не, к примеру, HBox. Уж я-то вообще ожидал увидеть в этой роли SWFLoader. Ну да ладно. Убираем из кода приложения модуль и вставляем ModuleLoader. Кстати, он присутствует в палитре компонентов Layout.
Вписываем в свойство url имя файла модуля. И что особенно приятно, визуальный редактор сразу отобразил содержимое модуля. Вводим имя другого модуля - пожалста! Отображается другой модуль. Запускаем - всё замечательно отображается и работает.
Теперь по поводу мониторинга. Смотрим Using ModuleLoader events. ModuleLoader генерирует следующие события: setup, ready, loading, unload, progress, error, и urlChanged. Но позвольте! Если progress мы наблюдаем в этом списке, то почему нет open и complete? Что помешало вместо loading генерировать open, а вместо ready - complete?
При таком раскладе, если я использую ProgressBar в режиме mode="event", загрузка успешно мониторится, но ProgressBar не генерирует событие complete, что в некоторых случаях было бы полезно. Ну что ж, никто не мешает нам устранить этот недостаток, создав своего потомка ModuleLoader. Дело поправимое.

Есть еще один компонент, управляющий загрузкой модулей: ModuleManager. Этот класс, как нам обещают, предоставляет больше возможностей по управлению загрузкой модулей чем предыдущий. Но при этом, как утверждается, техника его использования является менее абстрактной чем работа с ModuleLoader.
Да, разработчики Flex не перестают меня удивлять. ModuleManager наследуется от Object и содержит всего два статических метода, что ввело меня в небольшой ступор. Однако, после изучения предложенных примеров, всё встало на свои места. Метод ModuleManager.getModule возвращает объект, удовлетворяющий интерфейсу IModuleInfo, уникальный для каждого управляемого модуля. Этот объект, в дальнейшем, можно использовать для загрузки модуля (метод load) и мониторинга событий загрузки, а затем, для инстанцирования модуля (через свойство factory).
Более подробное изучение этого класса, погружает нас в глубины Flex, что в мои планы пока совсем не входит. Вот уж, другими словами и не скажешь - все намного менее абстрактно. И больше подходит для решения специфических задач.

Ну-с, добро пожаловать в мир модульных приложений. Начинаем действовать!

* * *

Впечатления. Работа с модулями не разочаровала: стабильно и надежно. Единственные проблемы, с которыми я столкнулся:

  • Внедрение шрифта. CSS с внедрением TTF-шрифта определяется в главном приложении. Подгружаемые модули успешно используют эти шрифты. Но, возникла проблема с внедряемыми SWF, в которых используется другой шрифт. При вводе в динамические поля, ничего не отображалось. Тогда я внедрил этот шрифт в модуль. Шрифт стал отображаться. Но, что интересно, когда я собрал Release Build, шрифт опять перестал отображаться. Пришлось оставить Debug-версию модуля. Но это повлекло за собой следующую проблему.
  • Если основное приложение собрано в Release Build, оно некорректно подгружает модуль, собранный в Debug Build. Я думаю, что вообще, по-отдельности модули лучше не обновлять. Я обратил внимание, что размер SWF-файла модуля даже при небольших изменениях, при перекомпиляции заметно меняется. Поэтому, следует, наверное, соблюдать осторожность при компиляции и обновлении модулей.

6 комментариев:

Константин Kohl комментирует...

... и тут самое время перейти к теме PureMVC MultiСore, ибо без этой штуки работа с модулями - сущщий ад...

Unknown комментирует...

Не, тут всё проще. Пуре оставлю для следующей стадии взросления. Времени нет.
Кстати, на следующую стадию взросления я планировал Mate - меня стало последнее время сильно нравиться на максимум загружать MXML-часть кода.

zEvg комментирует...

Поддерживаю, насчет MXML, для этого собсно и создавался Flex.

Константин Kohl комментирует...

Честно говоря, о Mate только слышал, но мне часто приходится засовывать в приложение написанное с помощью Flex какие-нибудь штуки, сделанные во Flash IDE без использования Flex и организовывать взаимодействие флэшек с основным приложением или между собой, посредством основного приложения. В этом PureMVC значительно упрощает жизнь...

Unknown комментирует...

Вот-вот, насчет засовывания флэшек из CS. Можешь поделиться опытом?

Я постоянно испытываю новые подходы.
Сейчас, испробовал способ управления флэшкой через ее лейблы - наследник SWFLoader, после загрузки флэшки, читает все ее метки и добавляет в их фреймы скрипты, соответствующие имени метки. Например, по метке "stop00" флэшка останавливается и т.п.

Таким образом, можно внедрять через @Embed (скрипты флэшки при таком раскладе теряются, а вот метки остаются) флэшки и получать элементарное управление над ними.

Константин Kohl комментирует...

>Вот-вот, насчет засовывания флэшек из CS. Можешь поделиться опытом?
Делюсь :)
http://flexconstructor.blogspot.com/